Союз предприятий оборонных отраслей промышленности Свердловской области

"Арматам" дали ход

5 Сентября 2018

"Арматам" дали ход

"Арматам" дали ход
Форум "Армия-2018" нанес удар по слухам
Международный военно-технический форум "Армия-2018" стал знаковым для ОПК. Заключено 32 контракта на поставку ВВСТ на 130 миллиардов рублей. Еще на 20,3 миллиарда – с инозаказчиками по линии ВТС. В армию и ВМФ России поступят более 600 единиц ВВСТ, 1500 будут отремонтированы и модернизированы. "Военно-промышленный курьер" присутствовал при подписании государственных контрактов.
Органы военного управления провели большую предварительную работу по обновлению и уточнению гособоронзаказа с изучением потребностей ВС РФ по закупке и ремонту ВВСТ, выполнению ОКР. Учитывались практическое применение вооружения и техники, опыт организации боевой подготовки. В результате исполнения контрактов войска получат самые современные образцы. Первоочередное внимание новейшему высокоточному оружию.
После Сирии – в серию
"Мы сегодня завершили важный этап – подписание контрактов по ГОЗ. Они заключены с производителями самых современных ВВСТ, прошедших апробацию в боевых условиях и востребованных в войсках, – констатировал заместитель министра обороны Алексей Криворучко. – Особо хотелось отметить контракт по Су-57. Заказаны 15 машин, первый серийный самолет поступит в ВС РФ уже в следующем году. При этом работы над этим перспективным комплексом продолжатся, он будет совершенствоваться. Самолет – лучший в мире, превосходит все аналоги, успешно прошел серийные испытания".
“Подготовлены предложения по разработке нового необитаемого боевого модуля для Т-15 с 57-мм пушкой и пусковыми установками ПТУР "Атака"”
По их результатам на основе анализа опытной эксплуатации поставленных ранее самолетов будут сделаны соответствующие корректировки. Это может быть конец следующего – начало 2020 года.
Что касается самолетов МиГ-35, то в течение пяти лет войска получат установочную партию МиГ-35С и МиГ-35УБ. Они будут переданы в испытательные и учебные части ВКС для опытной эксплуатации и переподготовки летного состава.
Продолжится работа над платформой "Армата". Подписан контракт на 132 машины Т-14 и Т-15. Первые девять войска получат уже в этом году. Первый контракт по этим машинам будет выполнен до конца 2021-го. Все характеристики "Арматы" подтверждены испытаниями. "У нее, безусловно, есть потенциал не только в России, но и для поставок на экспорт", – подчеркнул Криворучко. И это должно положить конец слухам о том, что "Армата" – чересчур амбициозный проект, опередивший время, слишком дорогой и может быть реально востребован только через несколько лет. "Машины будут жить", – главный вывод, озвученный замминистра обороны, несмотря на ряд вопросов, связанных с ценовой политикой и некоторыми другими проблемами, например долгами Уралвагонзавода, которые, по некоторым данным, превысили 57 миллионов рублей.
Напомним: Т-14 (индекс ГБТУ – объект 148) – новейший российский основной танк с необитаемой башней на базе универсальной гусеничной платформы "Армата". В 2015 году изготовлена предсерийная партия из 20 танков. В 2017-м началось серийное производство. Одновременно с этим – процедура военной приемки и устранения недостатков.
Т-14 – первый в мире танк, реализующий в конструкторском замысле концепцию "сетецентрической войны", где машина используется прежде всего для разведки, целеуказания и корректировки огня САУ, ЗРК и Т-90 из сопровождения тактического звена. Для этого в Т-14 имеются круговой доплеровский АФАР радар средней дальности, ультрафиолетовые HD-камеры наблюдения с круговым охватом на 360 градусов, способные детектировать работу двигателей техники по выхлопу их ионизированного газа. Танк может запускать беспилотный аппарат разведки и целеуказания "Птеродактиль" с собственной обзорной РЛС и инфракрасным прицелом. БЛА "сидит" на кабеле, поэтому за счет электроэнергии танка неограниченно долго следует за ним. Проводная передача данных защищает БЛА от РЭБ. "Птеродактиль" позволяет танку вести огонь с закрытых позиций или при нахождении внутри облака маскирующей аэрозоли "Афганит", а также передавать разведанные цели другим машинам.
Т-14 – стелс-танк с кардинальным снижением видимости в инфракрасном, радио- и магнитном диапазоне, что сокращает (даже без использования аэрозолей) дистанцию захвата цели ГСН "Джавелина", "Спайка" или "Бримстоуна" и аналогичных им в 2,7 раза.
Что касается Т-15 (объект 149), это, напомним, перспективная российская боевая бронированная машина на базе универсальной гусеничной платформы "Армата". Срок государственных испытаний – 2016–2017 годы. После их завершения должно было начаться серийное производство. Но завод ждал, что называется, отмашки, которой и явилось подписание госконтракта.
Т-15 станет первой в Вооруженных Силах России тяжелой БМП. По некоторым данным, в 2016 году уже был оформлен заказ на производство неизвестного количества Т-15. БМП Т-15 имеет танковый уровень бронирования и активную защиту "Афганит", что позволяет вести бой в одном строю с Т-14. А наличие современного ракетного вооружения (ПТРК "Корнет") и зенитной пушки – эффективно обстреливать как наземные, так и воздушные цели.
"Мы поставляем в армию базовые платформы "Армата", в этом году – девять машин, – пояснил генеральный директор АО "НПК "Уралвагонзавод" Александр Потапов. – У нас с этой системой вооружения связаны большие перспективы, как в свое время с танком Т-72, который поставлялся в войска с начала 70-х".
Напомним, что после модернизации Т-72 значительно повысил боевой потенциал. На форуме "Армия-2018" была представлена модернизация танка – Т-72Б3. Сегодня, по словам Потапова, подготовлены предложения по разработке нового необитаемого боевого модуля для Т-15 с 57-мм автоматической пушкой и пусковыми установками ПТУР 9М120 "Атака" разработки АО "ЦНИИ "Буревестник" (входящего в состав НПК "Уралвагонзавод"). Это перспективная боевая машина, которая весьма положительно оценивается военными.
"Мы создали, образно говоря, фундамент, на котором будем строить новый дом, – подытожил Потапов. – Подготовка к этому завершена, на что настроена и вся наша кооперация. Трудовые коллективы готовы к выпуску современных, перспективных боевых машин".
Вернемся к оценке, данной заместителем министра российскому многофункциональному истребителю пятого поколения. Су-57 (заводской индекс Т-50) разрабатывается в ОКБ имени П. О. Сухого по проекту "ПАК ФА" (программа "И-21"). Самолет призван заменить в наших ВВС тяжелый истребитель Су-27. Ранее для поставок за рубеж на базе Су-57 совместно с Индией предполагалось создание экспортной модификации самолета с обозначением FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft – истребитель пятого поколения), однако в конце апреля 2018 года Нью-Дели вышел из проекта, сославшись на несоответствие машины заданным требованиям. При этом основной причиной называлось отсутствие технологии малой заметности.
Первый полет совершен 29 января 2010 года. В 2013-м началось мелкосерийное производство самолетов на КнААЗе (где проводилась сборка опытных образцов) для испытания вооружения. Серийные поставки Су-57 в строевые части намечено было начать в 2018–2019 годах. Первый полет Су-57 с двигателем второго этапа ("изделие 30") состоялся в IV квартале 2017 года. Установка этих двигателей на серийные машины планируется в 2023–2025-м.
Самолет полностью отвечает всем требованиям к истребителям пятого поколения: малозаметен (в том числе благодаря комбинации стелс-технологий и средств РЭБ), обладает сверхзвуковой крейсерской скоростью, способен маневрировать с большими перегрузками, оснащен передовой электроникой, многофункционален. Масса планера снижена за счет широкого применения композиционных материалов, по словам главного конструктора Александра Давиденко, по массе они составляют четверть веса пустого самолета, а по площади поверхности – 70 процентов. По сравнению с Су-27 в планере Су-57 в четыре раза меньше деталей.  
Отображение информации в кабине пилота осуществляется двумя многофункциональными индикаторами МФИ-35 диагональю 15 дюймов, одним МФИ меньшего размера ниже-справа, одним резервным индикатором, широкоугольной коллимационной системой ШКС-5 и речевым информатором. Также известно, что часть информации будет отображаться на стекле шлема пилота.
На прототипе, а также на первых серийных образцах, которые должны были поступить на вооружение в 2015 году, установлены двигатели первого этапа – АЛ-41Ф1. Это авиационный турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажной камерой и управляемым вектором тяги, созданный НПО "Сатурн" по заказу ОКБ Сухого. Он позволяет развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа, а также имеет полностью цифровую систему управления и плазменное зажигание. В отличие от Pratt & Whitney F119-PW-100 для F-22 Raptor у нашего круглое, а не прямоугольное сопло. От двигателя для Су-35С его отличают повышенная сила тяги, сложная система автоматизации, полностью цифровая система управления, новая турбина и улучшенные расходные характеристики.
По программе "ПАК ФА" разрабатывается двигатель второго этапа под условным обозначением Тип 30. По мнению генерального конструктора НПО "Сатурн" Виктора Чепкина, в дальнейшем он может получить индекс АЛ. Двигатель второго этапа намереваются разработать в течение 10–12 лет с даты тендера Минобороны РФ, в котором участвовали ОДК и НПЦ "Салют". В декабре 2014-го гендиректор ОДК Владислав Масалов сообщил о планах довести его до установки на машины и первых вылетов к 2017 году. По словам представителя ОДК, внедрено много новшеств, некоторые не имеют и близкого аналога. Первый полет Су-57 с "изделием 30" состоялся 5 декабря 2017 года.
"У машин, которые будут поставляться в войска, лучшее соотношение тактико-технических характеристик, боевых возможностей и цены, – заявил после подписания контракта на форуме "Армия-2018" президент ОАК Юрий Слюсарь. – Для нас это большой и радостный день по обеим машинам – Су-57, МиГ-35, знаменательный итог многолетней работы многотысячных коллективов и всей кооперации". Кстати, у обеих машин большой экспортный потенциал.
Начиная со следующего года Су-57 начнет поступать в ВКС. "Я твердо убежден, что он станет основой целого семейства самолетов, как Су-27 в свое время. Это платформа, которая начнет развиваться, модернизироваться, ремоторизироваться. На нее будут ставиться все более современные системы, увеличивающие боевые возможности и функционал. Это в значительной степени определит облик нашей фронтовой истребительной авиации на многие годы вперед", – отметил Юрий Слюсарь.
Но это еще и загрузка предприятий. Сейчас они обеспечены текущей работой по самолетам поколения "4++" (Су-34, Су-35, Су-30СМ, МиГ-29 различных модификаций). А для корпорации в целом это отработка технологий для серийного Су-57 – на заводе в Комсомольске-на-Амуре, Миг-35 – в Луховицах.
Авансы и заделы
По результатам прошлого года выполнение ГОЗ превысило 98 процентов (по ремонту с модернизацией – 97%). Это говорит о том, что абсолютное большинство предприятий ОПК научилось работать с Министерством обороны в установленные сроки, планово сдавать продукцию, а не заниматься штурмовщиной.
Если говорить о текущем выполнении госзаказа, по основным позициям свыше 40 процентов от объемов текущего года уже поставлено в Минобороны, оказано порядка 30 процентов услуг по ремонту и сервисному обслуживанию.
МО РФ третий год подряд работает с предприятиями ОПК по новой схеме. Речь о поквартальном авансировании с учетом технико-экономического обоснования потребных финансовых средств и с учетом остатков на счетах. Это результат ФЗ-159, который способствовал организации ритмичной работы, позволил более или менее равномерно, поквартально поставлять технику в войска.
32 государственных контракта с 20 организациями оборонно-промышленного комплекса на общую сумму более 130 миллиардов рублей – веха в реализации ГПВ. Помимо поставок техники и вооружения, в войсках будут пополнены запасы боеприпасов, создан задел на будущее в закупках перспективной авиационной техники, боевых бронированных машин различного предназначения, перспективных малых ракетных кораблей и комплексов связи.
Что еще получат войска?
Защищенный санитарный автомобиль "АС Линза", который был представлен на форуме. Он разработан на шасси перспективного семейства "Тайфун-К" в двух вариантах: для поиска, сбора и вывоза раненых с поля боя, а также как средство тактического звена для медпункта батальона.
Защищенные автомобили семейства "Тайфун-К" прошли проверку Сирией, где зарекомендовали себя с положительной стороны. Конструкторский коллектив доводит модель с учетом полученного опыта и рекомендаций военнослужащих.
Заключен контракт на строительство МРК 22800, а это продолжение проекта 21631, хорошо показавшего себя опять-таки при выполнении антитеррористической операции, обусловлено потребностью ВМФ в обеспечении кораблями данного класса Тихоокеанского флота. А региону это даст существенную экономию при их дальнейшей эксплуатации и сервисном обслуживании.
Итоги форума "Армия-2018" еще будут анализироваться на различных уровнях. Но в целом можно сказать, что он подтвердил способность нашего ОПК успешно работать вопреки западным санкциям. Технологический рывок, о необходимости которого говорил президент России, совершается на наших глазах. Успешные испытания сверхскоростной противоракеты с улучшенными характеристиками, проведенные ВКС на Сары-Шаганском полигоне в Казахстане, весомое тому подтверждение.


Олег Фаличев
Опубликовано в газете "Военно-промышленный курьер" в выпуске № 34 (747) за 4 сентября 2018 года
04.09.2018
Права на данный материал
принадлежат Военно-промышленный курьер

Возврат к списку