Союз предприятий оборонных отраслей промышленности Свердловской области

Конструкторскому бюро «Омсктрансмаша» − 65 лет

22 Марта 2023

Конструкторскому бюро «Омсктрансмаша» − 65 лет

Конструкторскому бюро «Омсктрансмаша» − 65 лет

Фото: Антон Тушин
Сегодня исполняется 65 лет со дня образования конструкторского бюро Омского завода транспортного машиностроения – одного из ведущих предприятий по производству танковой техники в стране. КБТМ ОКБ-174 было образовано 21 марта 1958 года из отдела главного конструктора омского завода №174. Сегодня КБ «Омсктрансмаша» (в составе концерна «Уралвагонзавод») − это одно из подразделений завода, и оно продолжает задавать направление в российском танкостроении, создавая новейшие образцы бронетехники.
Рассказывать об истории КБ «Омсктрансмаш» в отрыве от истории самого завода невозможно. Сегодня коллектив Омского завода транспортного машиностроения – это более пяти тысяч человек, создающих передовую военную и гражданскую технику. А когда-то, в конце XIX века, начиналось все с небольшой мастерской в Омске по обслуживанию паровозов и вагонов для Транссибирской железнодорожной магистрали.
Как и для многих промышленных предприятий Сибири, поворотными в истории завода стали годы Великой Отечественной войны, когда паровозоремонтный завод прирос коллективами и оборудованием эвакуированных за Урал предприятий. Танковое направление, ставшее для омичей основным на долгие годы, до этого разрабатывалось на Ленинградском государственном заводе №174 им. К.Е. Ворошилова, который весной 1942 г. эвакуируется в Омск.

Фото: «Омсктрансмаш»
К этому времени на омском заводе уже начался выпуск легких танков Т-50, а с присоединением ленинградской группы по решению Госкомитета обороны завод фокусируется на легендарных Т-34. За годы войны с конвейера завода сошло почти 7 тыс. «тридцатьчетверок», то есть каждый десятый Т-34 был родом из Омска. Кроме танков Победы, в годы ВОВ здесь выпускали корпуса снарядов ОС-122, корпуса снарядов БМ-13 для реактивных минометов «Катюша» и собирали бронепоезда.
В мирное время завод продолжает выпускать танковую технику. Уже в 1947 году в Омске начинаются работы по выпуску танка Т-54, и до 1958 года здесь было произведено почти 2,5 тыс. машин.
В 1958 году, 21 марта, произошло знаковое событие – правительственным распоряжением Отдел главного конструктора завода №174 был преобразован в самостоятельное специализированное Конструкторское бюро транспортного машиностроения (КБТМ) ОКБ-174. Впервые в истории отрасли КБ получило столь существенное повышение статуса. Именно эта дата считается днем основания КБ «Омсктрансмаша».

Фото: Антон Тушин
С того же 1958 года на заводе производится Т-55, самый массовый советский танк: за 20 лет с конвейера сошло почти 13 тыс. машин различных модификаций, в том числе большое количество поставлялось за рубеж. Начиная с 1962 года конструкторское бюро омского завода стало головным по танку Т-55А – первому в мире серийному танку, способному вести боевые действия в условиях ядерной войны, а «Омсктрансмаш» с 1965 года назначается единственным в СССР его производителем.
С 1976 года в стране стартовали работы по серийному выпуску танков Т-80, и «Омсктрансмаш» стал основной производственной базой для новой машины. До 1991 года в Омске было выпущено более 5 тыс. танков Т-80Б и Т-80БВ, а затем здесь производилась модификация Т-80У, выпущенная в количестве 381 единицы. На основе Т-80У был разработан командирский танк Т-80УК, который также выпускался в Омске. А с 2019 года военным поступает модернизированный танк Т-80БВМ – самая современная на сегодняшний день версия «восьмидесятого». Новый танк разработан и производится на «Омсктрансмаше».
Всего же с 1958 года по заказам Министерства обороны силами ОКБ «Омсктрансмаша» выполнено более 85 НИОКР, принято на вооружение более 40 образцов бронетанковой техники. Кроме танков, это самоходные установки, мостоукладчики, инженерные и ремонтные машины, а также тяжелые огнеметные системы.

Танк Т-80БВМ. Фото: Министерство обороны РФ
Не отставало от военного и гражданское производство завода. В разные годы здесь производились угледобывающие комбайны системы Макарова, трактора и экскаваторы, погрузчики, снегоуборочные машины, запчасти для сельхозтехники, горнообогатительного и нефтедобывающего оборудования, подвижного состава РЖД.
Сегодня конструкторское бюро Омского завода транспортного машиностроения работает в составе завода, который, в свою очередь, входит в концерн «Уралвагонзавод» Госкорпорации Ростех. Здесь уникальная техника создается из отечественных материалов и комплектующих по полному циклу – от разработки в стенах КБ до серийного производства на заводском конвейере.
Сайт ГК Ростех

Возврат к списку