Союз предприятий оборонных отраслей промышленности Свердловской области

Отечественное танкостроение празднует 105-летие

1 Сентября 2025

Отечественное танкостроение празднует 105-летие

Отечественное танкостроение празднует 105-летие
29 августа 2025 г.
В России 31 августа отмечается 105-летие отечественного танкостроения. Это одна из важнейших дат для Концерна «Уралвагонзавод» Госкорпорации Ростех. Бронетанковый холдинг – наследник и преемник лучших трудовых и интеллектуальных традиций отечественного Танкпрома.
Т-90М.JPG
Танк Т-90М «Прорыв» президент России Владимир Путин назвал «лучшим в мире».
Т-80БВМ.jpg
«Бесшумный хищник на поле боя» – так в Минобороны России окрестили модернизированные «восьмидесятки» (Т-80БВМ). «Отличный друг и товарищ, который никогда не подводит», – говорят военнослужащие о Т-72Б3М.
Как только танки УВЗ не называли мировые СМИ. Американские журналисты писали о них: «На поколение впереди западных образцов», «Тройное преимущество высокой защиты, огневой мощи и мобильности», «Сверхопасный на поле боя». Не отставали и их европейские коллеги: «Новое чудо-оружие» (Германия), «Супертанк» (Великобритания), «Наиболее мобильный и многогранный» (Бельгия).
Сегодня Концерн «Уралвагонзавод» – единственный в России производитель танков и гусеничной бронетехники. В его составе – конструкторские бюро и отраслевые НИИ, разработчики и производители бронетехники, узлов, деталей и электроники, а также ремонтные заводы. Для многих предприятий вхождение в состав УВЗ дало уверенность в будущем, открыло новые возможности.
УВЗ.JPG
Только нижнетагильский Уралвагонзавод, где сегодня расположен самый большой танковый конвейер в стране, произвел за свою историю более 100 000 боевых машин, что является абсолютным рекордом мирового танкостроения.
– Отечественное танкостроение, пройдя за 105 лет через различные испытания, сегодня находится на подъеме. Подтверждением тому являются в том числе боевые и инженерные машины Концерна «Уралвагонзавод» – Т-72Б3М, Т-80БВМ, Т-90М, БМПТ, БРЭМ и другие, которые успешно проявляют себя на полях специальной военной операции. Наши предприятия продолжают вносить свой вклад в развитие отрасли, поддержание мощи и обороноспособности нашей Родины, – отмечает генеральный директор Концерна «Уралвагонзавод» Александр Потапов.
История отечественного танкостроения началась 31 августа 1920 года, когда заводом «Красное Сормово» был выпущен первый советский танк «Борец за свободу тов. Ленин». За ним последовал МС-1 (Т-18), танки Т-26, БТ, Т-28, Т-35 и многие другие.
УВЗ. Отправка танков на фронт.jpg
В годы войны боевые машины в СССР производили 13 предприятий. Почти половину от общего количества – 48 414 танков, – которые стали одним из определяющих факторов, повлиявших на ход военных действий, дали фронту три завода в Нижнем Тагиле, Челябинске и Омске, входящие сегодня в Концерн УВЗ.
УВЗ. Танковый конвейер. 1942 г..jpg
Один только Уральский танковый завод №183 произвел танков больше, чем все заводы Германии, – 25 914 легендарных «тридцатьчетверок».
Сборка танков КВ панорама.jpg
Челябинский тракторный завод носил имя «Танкоград»: здесь производились танки Т-34-76, тяжелые танки КВ, ИС и САУ на их базе – всего более 18 000 боевых машин.
Танковые двигатели на конвейере 1944 год.JPG
 А танковых двигателей было создано свыше 48 500 единиц. Силами омского завода было выпущено почти семь тысяч танков Т-34 разных модификаций.
После Великой Отечественной войны выпускались танки Т-54, Т-55, Т-62, которые сохраняли лучшие боевые традиции «тридцатьчетверки». Челябинский тракторный завод в послевоенные годы произвел более 230 000 двигателей для спецтехники, в 1961 году разработал первую в мире боевую машину пехоты БМП-1.
Самый массовый танк современности Т-72 сегодня составляет основу сухопутных войск многих стран мира. Танк Т-80 с газотурбинным двигателем – первый в своём классе – стал одним из самых быстрых и манёвренных образцов своего времени. Создание танка Т-90 и реализация знаменитого индийского контракта дали отрасли мощный импульс к дальнейшему развитию. Все боевые машины УВЗ обладают большими возможностями для модернизации, как показывает специальная военная операция.
УВЗ. Эшелон.jpg
С началом СВО объемы выпуска на предприятиях Концерна и поставки продукции в войска кратно увеличились. Ведется постоянная работа по улучшению тактико-технических характеристик боевых машин. За три года в их конструкцию внесено более 200 различных изменений, направленных на повышение их мощи, защищенности и маневренности.
В Концерне также ведутся перспективные разработки бронированных машин с использованием самых современных технологий на основе опыта применения бронетанковой техники в современных боевых действиях. Они закладывают конструкторско-технологический задел на десятилетия вперед, который позволит сохранить российскому танкостроению лидирующую позицию в мире.
-----------------------------------------------------
Справочно:
Танкостроение – одна из самых сложных и высокотехнологичных отраслей машиностроения XX века и современности. Сегодня в мире не так много государств способных самостоятельно, от чертежа до серийного выпуска, изготовить основной боевой танк. Советский, а затем и российский Танкпром имел и имеет огромное значение не только в обеспечении обороноспособности страны, но и в успешном развитии и функционировании экономики в целом. В первой половине XX века именно танкостроение являлось самой высокотехнологичной отраслью промышленности, а во второй половине столетия входило в пятерку таких отраслей. Огромен вклад специалистов Танкпрома в развитие многих других областей науки и промышленности, например, железнодорожной, нефтегазовой, атомной энергетики и т.д.
Танкпром – термин, производный от «Наркомтанкопром» – официально действующей аббревиатуры названия Наркомата танковой промышленности, который был учрежден Государственным Комитетом Обороны 11 сентября 1941 года. Ведомство действовало до 1945 года и отождествлялось с танковой промышленностью.
АО «Концерн «Уралвагонзавод» – один из мировых лидеров в сегменте бронетехники, единственный разработчик и производитель бронетанкового вооружения и техники в России, лидер на российском рынке железнодорожной техники. В периметр Концерна входят производственные предприятия, конструкторские бюро, научно-исследовательские институты. Это известные в России и мире разработчики и производители подвижного состава, танков и другой техники.
Госкорпорация Ростех – крупнейшая машиностроительная компания России. Объединяет свыше 800 научных и производственных организаций в 60 регионах страны. Компания выступает ключевым поставщиком вооружений, военной и специальной техники в рамках гособоронзаказа. Развивает высокотехнологичные гражданские производства в стратегических важных для страны отраслях, таких как авиастроение, двигателестроение, транспортное и энергетическое машиностроение, медицинское приборостроение, фармацевтика, новые материалы и др. В портфель корпорации входят такие известные бренды, как КАМАЗ, ОАК, «Вертолеты России», ОДК, Уралвагонзавод, «Швабе», Концерн «Калашников», КРЭТ, «Высокоточные комплексы», «Рособоронэкспорт», «Росэл», «Нацимбио» и др. Консолидированная выручка в 2024 году превысила 3,6 трлн рублей.
Пресс-служба УВЗ

Возврат к списку